Я стараюсь всегда брать на обзор камеры, которые мне интересны. Такие, которые потенциально сам бы мог использовать по своему основному профилю — для видеосъемки. Поэтому зеркальные камеры довольно редко попадают мне в руки. К сожалению, зеркалки последние несколько лет сильно сдали позиции в плане съемки видео. Но есть одна камера DSLR, которая стала мне интересна с самого момента своего анонса. Это Nikon D850.
Вообще-то Nikon сделала то, чего все ждали от другого японского производителя фототехники, Canon, который считается главным «продвиженцем» в народные массы жанра съемки видео на зеркальные фотокамеры. Убежденные кэнонисты долго ждали от любимого брэнда камеру, которая соответствовала бы современным требованиям видеомэйкеров, однако, 5D mark IV ожиданий не оправдал.
Nikon, первое время, тоже шла по пути главного конкурента, однако в конце концов собрала все необходимое потребителям (в среднем ценовом диапазоне) в одной камере – D850: возможность съемки 4К (UHD) видео со всей площади матрицы, то есть с полного кадра, FHD видео до 120 к/с, поворотный тачскрин. Вместе с огромным выбором оптики под байонет Nikon F выглядит это, по меньшей мере, любопытно. Давайте разбираться, насколько камера пригодна для работы с видео.
Для многопиксельных матриц съемка видео довольно проблематичное занятие. Здесь стоит 45МП матрица и это очень хорошо для фото, а вот для видео не очень, потому что необходимо только 8,5МП для 4К и около 2МП для FHD. Я не могу сказать точно, какая технология считывания сигнала применяется конкретно в D850, пиксельбинниг или пропуск пикселей, да и не очень интересно это конечному пользователю — главное качество картинки.
Обычно, методы считывания отличные от попиксельного, приводят к некоторым искажениям. Таким как муар и альясинг. Если кто-то не знает, что это такое, я коротко объясню. Муар — это появление разноцветных «разводов» на поверхностях, имеющих периодичную структуру, например, ткань, особенно в мелкую клетку или полоску, или кирпичная стена, снимаемая издалека. Альясинг обычно проявляется в виде «лесенки» или «ступенек» на прямых наклонных линиях. К счастью, Nikon D850 не является типичным в этом смысле, за 2 недели съемок (это около 10 часов отснятого материала и тестового и коммерческого) ни одних, ни других артефактов у меня получить, даже специально, не удалось их создать.
Что касается детализации, то она на хорошем уровне, не самая высокая в сегменте гибридных камер, потому что, естественно, оверсэмплинг дал бы лучший результат, но очень неплохо. Зато, за счет меньшего общего количества считываемых пикселей, эффект роллинг-шаттера удалось свести к минимуму даже при съемке в 4К. Он, конечно, есть, но очень небольшой.
Съемка 100-120 к/с сейчас уже становится необходимой для камеры, претендующей на профессиональное использование, потому что дает возможность получать эффектные кадры при меньших усилиях со стороны оператора. Здесь можно записывать до 3 минут сверхзамедленного видео неплохого качества.
По поводу цветопередачи камер идут бесконечные «холивары», но я вам хочу сказать следующее, для видеосъемки самое главное — это правильная передача цвета. Например, в некоторых камерах Sony красный цвет выглядит, как оранжевый, а искажения в красном канале напрямую влияют на скинтон, поэтому мне приятно видеть, что фирменный «никоновский» цвет в D850 остался и при съемке видео. Цвет кожи идеальный, мягкие переходы между полутонами, остальные оттенки так же передаются корректно. А это, поверьте мне, не очень часто встретишь в камерах даже топового уровня.
А вот теперь у меня плохие новости для всех, кто не умеет работать с ручными настройками фокуса. Автофокус в режиме liveview, и при видеосъемке в том числе, использовать, к сожалению, нельзя. То есть включить-то можно, но хорошего из этого ничего не получится. Небольшая проблема, для тех, кто снимает видео 5 лет и больше, но сейчас растет поколение «видеографов», которые не представляют себе как можно работать без автофокуса. Что делать? Учиться работать руками. И головой. Опять же в жизни пригодится. Тут есть, кстати, увеличение области фокусировки и фокус-пикинг, который работает только в FHD.
Логарифмического профиля здесь нет, для достижения максимального динамического диапазона производитель рекомендует при видеосъемке использовать цветовой профиль «равномерный» – аналог «плоских» профилей в других камерах. Уже кое-что. В очень контрастных сценах он вас не спасет, но если умеете находить компромиссы в выборе экспозиции, то картинка будет хорошая. Для контроля, кроме гистограммы, есть более привычная для операторов «зебра», правда без возможности настройки, то есть она всегда работает на 100%.
Еще одна полезная штука, которую я уже видел на некоторых других камерах — это возможность переключаться между полнокадровым считыванием и полуторным кропом. С этой функцией я могу получить больший диапазон фокусных расстояний, например, на объективе 24-120 мм у меня на длинном конце получается уже 180 мм. Работает и для 4К и для FHD. А для FHD можно включить дополнительную электронную стабилизацию. В 4К придется обходиться оптической стабилизацией в объективе.
Так же сейчас очень важно чтобы на камере был яркий экран с высоким разрешением и правильной цветопередачей, а для зеркальной камеры это важно вдвойне, поскольку видоискатель при видеосъемке не работает — он закрыт поднятым зеркалом. На D850 установлен сенсорный ЖК дисплей с диагональю 3,2 дюйма и разрешением 1024х768 точек, яркость его можно регулировать. Не скажу, что это самый лучший накамерный экран — он все равно ловит блики и отражения, но в целом — неплохо. Даже в солнечный день с ним можно работать, не прибегая к наглазникам и внешним мониторам.
25600 ISO не самая впечатляющая светочувствительность — уже привычно видеть заявленные значения в 100, 200 тысяч и более единиц, но мы с вами выяснили уже, что для видеосъемки рабочих 12800 ISO достаточно для любых условий, а при наличии оптики с диафрагмой f2,8 уже при 6400 ISO камера в темноте видит лучше, чем человеческий глаз.
Моя проверка показала, что на 3200 ISO можно снимать видео совершенно спокойно и в 4К и в FHD, причем как 25-50 к/с, так и 100-120 к/с. На значении 6400 ISO можно снимать, если потом на монтаже делать шумоподавление, однако детализация уже заметно снижается.
На внутреннюю карту памяти Nikon D850 способен записывать видео с субдискретизацией 4:2:0 и 8 битами на канал цвета, то есть при попытке глубокой цветокоррекции весьма вероятно появление артефактов в виде «бэндинга» или «постеризации», но небольшие изменения контрастности, насыщенности или баланса белого можно делать смело.
Слотов под карточки памяти, как и положено в этом ценовом сегменте, два, но они разные. Один слот рассчитан на карты SD вплоть до SDXC UHS II, а второй – под карты XQD, они быстрее SDXC, но и дороже, как минимум, в 2 раза за сопоставимый объем. Это существенный недостаток для видеомейкеров, потому что настолько высокие скорости записи не нужны при съемке видео этой камерой. В 4К битрейт чуть больше 100 Мбит/с, то есть достаточно карточек SDXC UHS I. Было бы гораздо удобнее и дешевле иметь 2 слота под карты SD.
На полном заряде одной батареи можно снять до 70 минут видео в 4К — это обычное значение (сейчас беззеркалки снимают примерно столько же, а некоторые и больше), а с универсальным батарейным блоком почти три с половиной часа — вот это уже заявка на успех. Ограничения на длительность съемки стандартные – 30 минут и потом запись останавливается, – нужно нажимать кнопочку еще раз. Проблем с перегревом не замечено ни в одном из режимов, корпус даже не нагревается, ну или нагревается совсем немного.
Что по поводу эргономики? Камера довольно тяжелая: больше 1 кг в снаряженном состоянии, плюс оптика. Мне нравятся массивные, ухватистые камеры, но бегать с D850 весь день будет утомительно. К расположению органов управления на корпусе надо привыкать — это естественно. На своих камерах я все что нужно, нахожу моментально, здесь мне приходится некоторое время искать нужную кнопку. Настройки для фото и видео не пересекаются — отлично. По нажатию кнопки «i» на экран вызывается быстрое меню, в котором можно скорректировать необходимые для видеосъемки и записи звука параметры. Очень круто, что сенсорный экран не кастрированный, как это любят делать некоторые производители. Можно полноценно работать в меню, изменять настройки, выбирать точку фокусировки или просматривать отснятый материал. Конечно, есть разъемы для микрофона и наушников, USB 3.0, разъем HDMI type C. Не полноразмерный, но и не микроскопический miniHDMI.
Итак, переходим к выводам. У Nikon действительно получилось реабилитировать зеркалки в глазах видеомейкеров. D850, возможно, не самый лучший выбор чисто для съемки видео за свои деньги, но те, кто покупает прежде всего фотоаппарат Nikon D850, получат еще и очень качественное видео. Настолько универсальных продуктов сейчас на рынке очень мало. Я бы сказал единицы.
Плюсы:
Отличная детализация в 4К и хорошая в FHD, минимальный роллинг-шаттер и другие
искажения, прекрасный цвет прямо из камеры, широкий динамический диапазон,
несмотря на отсутствие логарифмического профиля, полноценный тачскрин, весь
необходимый набор интерфейсов.
Минусы:
Все что связано с особенностями зеркальных камер — большой вес,
не работающий видоискатель при видеосъемке. Не самая высокая
светочувствительность и, самое главное, автофокус.
Видеофрагменты (945 Мб) в исходном качестве можно скачать здесь.