Фотокамера Fujifilm X-M1 стала уже третьей по счету камерой компании Fujifilm из серии X со сменными объективами – имеет она, по сути, все ту же начинку, что и другие представители, только корпус у нее меньше, преимущественно, за счет отсутствия видоискателя, а потому, и все управление, и интерфейс остаются традиционными для Fujifilm. Камера предоставлена нам на тест представительством компании Fujifilm в России, за что мы очень благодарны.
Продается камера на рынке вместе с новым объективом Fujinon XC 16-50/3.5-5.6 OIS – объективом эконом-класса с трехкратным зумом и встроенным стабилизатором изображения, который также попал к нам на тест. Объектив не имеет кольца управления диафрагмой, что является характеристикой нового подтипа – изменяется она стандартным задним колесом управления. Объектив имеет пластиковый конструктив на металлической несущей основе и выпускается в двух цветах, серебристом и черном. Вместе с объективом, на сегодняшний день, камера стоит 30 000 рублей.
Корпус камеры, в отличие от более дорогих моделей (X-E1, X-E2, X-Pro1), сделан не целиком из металла, а только с усилением магниевыми пластинами композитной основы (в плане дизайна – металлическая панель сверху и пластиковая отделка «под кожу») – как следствие, он легче, и, хотя сделан хорошо и без видимой и ощутимой потери жесткости, понятно, что, на деле, будет проигрывать цельнометаллическому в утилитарном плане. С другой стороны, нельзя не признать, что он меньше и так не бросается в глаза, как открыто раритетные старшие модели – маленькая камера в руках практически не заметна, при том что скорость ее съемки весьма высока, а откидной экран удобен для стрит-съемки с уровня пояса, довольно стандартной практики стритеров.
В плане управления камерой интерфейс традиционен – за исключением исчезнувших рычагов, показавшихся здесь излишними дизайнерам, функционал которых перенесен в экспресс-меню, вызываемое по быстрой кнопке. В принципе, сильно от этого интерфейс не пострадал, а многие новые адепты системы изменений даже и не заметят.
То, ради чего сделана камера – предоставить возможность новым пользователям подключиться к топовой матрице компании, сделанной по последним технологиям: это такая же 16-мегапиксельная X-Trans CMOS, как и в старших моделях. Небайеровский алгоритм распределения цветовых фильтров на пикселах обеспечивает избавление от муара, благодаря более хаотичному их расположению, а потому, камеры серии изначально разрабатывались без сглаживающего фильтра. Чувствительность здесь осталась такой же: ISO 200-3200, с расширением до 6400. Впрочем, особый паттерн распределения пикселов и здесь играет свою роль, так как шумы подавляются более эффективно, а сама матрица генерирует меньше цветовых артефактов, благодаря раздельной обработке сигнала. Это видно на глаз – цветовых шумов на одинаковых значениях чувствительности здесь заметно меньше, по сравнению с конкурентными моделями.
Затвор камеры способен отрабатывать до 5 кадров в секунду, даже чуть больше – это довольно существенный параметр, потому что с такой скоростью камера становится серьезным фотографическим инструментом. При этом она, правда, не успевает сфокусироваться между кадрами, но скорость работы автофокуса здесь все равно очень высока.
Объектив в камере быстрый, хотя, если сравнивать с фиксами серии XF, заметно проигрывает им по резкости. При этом, в нем удобный диапазон фокусных расстояний, обеспечивающий как широкоугольное положение с ЭФР=24 мм, так и портретное ЭФР=75 мм. Шаговый мотор при этом практически беззвучен в плане автофокуса и обеспечивает быструю фокусировку. Зато привод ручной фокусировки, как и в других стеклах, не прямой – при кручении колеса фокусировки соответственно срабатывает и мотор, который уже передвигает фокусировочную группу линз.
Надо сказать, что фокусировке в ручном режиме в компании уделяют значительное внимание: для этого картинка и увеличивается вокруг точки фокусировки, и появляется возможность контрастного выделения резких зон белым цветом (фокуси-пикинг), чтобы прямо на экране издалека было видно, что резко, а что нет.
Видоискатель в камере отсутствует, но это компенсируется нормальным глянцевым экраном разрешением чуть меньше 1 Мп – он высококонтрастный, и изображения на нем видно четко. На улице, естественно, его видно хуже, но не намного – а возможности протестировать его на ярком солнце в наших широтах зимой так и не представилось.
Встроенная вспышка камеры имеет ведущее число 7 и выкидывается в соответствии с последними нормами – вверх и вперед, но при этом ее нельзя направить в потолок для освещения комнаты отраженным светом, что, естественно, бесполезно даже пытаться сделать, учитывая ее малую мощность, которой для этого явно не хватит.
В камере заявлено, что батареи должно хватить на 350 фотографий, что, естественно, является величиной спорной – судя по тестовым ощущениям, цифра заметно занижена, хотя мы так и не издевались над ней, как положено в спецификации CIPA. Нам хватило на большее, около 450. В любом случае, это довольно много, учитывая, что камера и автофокус крутит, и визируется только по энергоемкому экрану.
Wi-Fi в камере идет по своему, особому пути: он не позволяет управление камерой со смартфона, а поддерживает лишь удаленную передачу данных – можно выбрать из отснятых кадров, а можно настроить на компьютере сервер, который будет принимать картинки в режиме реального времени. Впрочем, это лишь первая попытка, и возможно, в следующих версиях прошивок, которыми компания не стесняется баловать своих адептов при обновлениях, будет обеспечен больший функционал.
Тест на резкость
Для теста был взят объектив Fujinon XC 16-50/3.5-5.6 OIS. Как показал тест резкости, фотоаппарат зажимается именно бюджетным объективом, в результате чего, можно сделать вывод, что при использовании премиум-класса стекол результат будет заметно лучше.
Тест проводился в стандартных температурных условиях, 25°С, в сухом помещении, а чтобы избежать тепловых шумов было решено освещать сцену импульсным светом, что позволило сократить выдержку в помещении. Чувствительность ISO на фотоаппарате установлена на значение 100, сам фотоаппарат находится на штативе, чтобы обеспечить одинаковую картинку. Все кадры сделаны в формате RAW и проявлены «по нулям» с небольшим увеличением контраста с помощью яркостной кривой по четвертям: 0, +50, -50, 0, а также небольшим увеличением резкости на 25 единиц с чувствительностью 0,5 и понижением цветовых шумов на 25 единиц. Все операции производились в Adobe Photoshop LightRoom 5.3. Тестовые изображения в dng можно скачать по данной ссылке.
Тест на шум
Для теста матрицы на шумы был взят объектив Fujinon XC 16-50/3.5-5.6 OIS, установлен на штатив, после чего была снята та же сцена на всем диапазоне чувствительности ISO 200-6400 со стандартным шагом в одну фотографическую ступень. Условия съемки те же, за исключением того, что диафрагма была выставлена фиксированно на f/5.6. При проявке тестовых изображений картинка обрабатывалась «по нулям», при обработке не добавлялся контраст и шарпинг, а также не давились даже цветовые шумы. Мы не приводим сравнительную таблицу, так как доступны сами исходники, их можно скачать в формате DNG.
Как видно в тесте, фотоаппарат безболезненно справляется с шумами вплоть до максимального значения, включительно.
Тестовые изображения
Ниже опубликованы тестовые изображения. Все они сделаны в формате RAW и конвертированы с настройками «по нулям» (не «по умолчанию») в программе Adobe Photoshop Lightroom 5.3, с небольшим увеличением контраста по четвертьтонам (0, +25, -25, 0 для композитной тональной кривой). Впоследствии изображения сжаты для интернета до 700 точек по длинной стороне, полноразмерные копии изображений можно скачать в JPEG по данной ссылке.