Metabones Speed Booster 0,71. Большой тест




Metabones Speed Booster 0,71. Большой тест

Когда возникают бредовые споры про полный кадр и кропы, оригинальный выход из них обычно предлагает компания Metabones, которая изобрела волшебный переходник, позволяющий увеличить светосилу объектива и сократить фокусное расстояние. Что из этого миф, а что нет, мы и попытаемся разгадать в нашем тесте.

 

Надо сказать, что ничего сверхреволюционного в решении нет — похожие решения были еще в 20 веке, просто успешными не стали, в силу отсутствия необходимости. Работают они понятно, сокращая фокусное расстояние объектива на соответствующий коэффициент, то есть, по сути, просто оптически уменьшая картинку. Посмотрите на телеконвертер — он делает то же самое, только наоборот. Однако, здесь очень важно все сделать качественно, чтобы была прецезионность, а плоская картинка не превращалась в сферическую, что грозит потерей детализации по краям кадра. Эффект преобразования виден прямо в характеристиках модели. Этот, например, имеет коэффициент 0.71, который мы дополнительно умножаем на кроп факто-камеры 2, в итоге, получается 1.42, то есть, так можно ставить кропнутые и полнокадровые линзы с Никона на микру даже с небольшим выигрышем по фокусному на коротком конце, то есть, мой 17-55 будет давать ЭФР 24-77, а не 25,5-82.5, охватывая стекло на полную. Есть у компании почти любые комбинации спидбустеров, в том числе, и с коэффициентом 0.64, которые позволяют поставить полнокадровые объективы на кроп-тушки без потери площади кадра. За предоставленный адаптер большое спасибо компании Фотофрейм, которая является дистрибьютором Metabones в России. 

На первый взгляд, адаптер как бы обычный, просто с оптическим блоком внутри, а также готовым адаптером под Arca Swiss с отверстием под 1/4" болт. Последний, кстати, снимается, поскольку с площадками на камере он не дружит. Полезная вещь — это кольцо управления диафрагмой, которое позволяет управлять прыгалкой вручную, причем, без щелчков и в любое время. Адаптер сидит на тушке, возможно, даже слишком плотно, зато даже намека на люфт нет. Работа проста: поставил на камеру и забыл. Единственный вращающийся элемент — колесо управления диафрагмой, которое здесь просто пронумеровано по ступеням. Значение ступеней зависит, соответственно, от объектива. Для темных шириков нулем будет 4, для светосильных фиксов 1.4 или что у вас там стоит. Для работы со старыми объективами диафрагму надо предварительно полностью закрыть, а вот управлять зенитарами с центральным управлением будете так же, как и раньше.

Поясню, откуда взялся миф про волшебное увеличение светосилы. Тем, кто вдруг забыл, напомню, что светосила иначе называется относительным отверстием, рассчитываемым по замороченной формуле отношения физического значения диаметра диафрагмы к фокусному расстоянию. То есть, в случае 50/1.2 на открытой диаметр диафрагмы равен 42 мм. А поскольку спидбустер сокращает фактическое фокусное расстояние, уменьшая его на соответствующий коэффициент, производитель и считает, что, если уменьшить фокусное расстояние, значение дроби будет другим как раз за счет сократившегося знаменателя. Отсюда мифический рост светосилы. Правда, тем двоечникам, которые прогуляли школьный курс оптической теории, напомним, что сократится здесь не только фокусное расстояние, но также и эффективный размер диафрагмы на тот же самый коэффициент, и светосила останется такой же, чуда не произойдет. Эта математика подойдет для тех умников, которые любят пересчитывать светосилу объектива, в зависимости от установки на разные тушки с разными кроп-факторами. Однако, объектив не начинает пропускать через себя больше света, увы, законы физики нельзя сжать архиватором.

Смысл использования бустера на кроп-камерах состоит в том, что вы можете использовать кропнутые или полнокадровые объективы, как родные. В моем случае, это кроп на другой кроп без потери площади кадра на коротком конце, а если взять полнокадровые стекла, то и там то же самое, просто нужен другой адаптер. Однако, помимо площади кадра, мы приобретаем полноценное боке, которое срезается как раз нашей секвестированной технологиями матрицей, то есть, спор о том, что лучше, полный кадр  или кроп, сходит на нет.

Да, технически все верно, но мне не дает покоя, например, то, что это лишний оптический элемент в системе, соответственно, который будет вносить значимые, пусть и малозаметные, искажения картинки в каких-то условиях. Понятно, что глазом вы этого не увидите, хотя лично мне все равно бросается в глаза соотношение сторон 3:4 а не 2:3, хотя если дополнительно обрезать кадр, то в таком соотношении и будет соответствовать кропу ×1.5. Зато чего нельзя заменить — так это тональной компрессии, которая идет уже на уровне камеры. Здесь на нее играет и битность фото 14 против 12 в раве, и уменьшение картинки с повышением детализации из больших пикселей в маленькие. Однако, волнует ли вас это, если в зеркалке при работе с ручными стеклами даже пикинга нет, а тут есть и зебра, и 4К, и все остальные достижения, да и замер по матрице. И если в фото недостатком будет отсутствие автофокуса, то в видео будут сплошные преимущества. Если вы считаете, что современные линзы под микру очень дороги, можете купить похожий адаптер и ставить на камеру полнокадровые прошлого века и с ручным фокусом, которых сейчас на вторичном рынке очень много. 

Тестовые фотографии можно посмотреть ниже или скачать в полноразмерном варианте.





Последние комментарии на YouTube