Камера Nikon D800E уже достаточно плотно осмотрена со всех сторон всевозможными тестирующими ресурсами, проанализирована до глубины последнего пиксела, а местами даже разобрана на запчасти. Именно поэтому кажется, что ничего нового об этой камере сказать уже нельзя — однако, если бы ощущения от практической работы с камерой можно было полноценно охватить десятком страниц подробного теста, тогда все ограничивалось бы самым первым из них… поэтому каждый видит в любой камере свое, те аспекты, которые его волнуют и интересуют. Вот и мы рассмотрим ее именно с той стороны, которой камера повернулась именно к нам. Камера была предоставлена нам представительством компании Nikon в России, за что мы выражаем благодарность PR-отделу компании.
Nikon D800 и ее старший вариант, Nikon D800E, были анонсированы уже свыше двух лет назад и сегодня вполне успешно продаются, поэтому в наших планах тестирования камеры не значились — однако, один из последних опросов в нашей группе показал, что камеры очень интересны нашим зрителям, в том числе, по сравнению со всеми новинками, которые мы еще не успели протестировать. Различие между двумя камерами состоит лишь в том, что в старшей отсутствует сглаживающий фильтр, что дает пользователю дополнительную детализацию, за счет более эффективного использования каждого из 36 млн. пикселов матрицы — естественно, это влечет и немного переписанные алгоритмы работы с изображением, вроде программного сглаживания в режиме видео, а также обработки цветового сигнала… цена этой разницы на рынке соответствует 18000 рублей. С учетом немалой цены камеры (82000 — 99000 руб.), это составляет около 20%. На одном из ресурсов даже отмечалась некоторая нелогичность такого ценообразования: детали нет, а цена выше.
Однако, как знает опытный читатель, смысл здесь совсем в другом: отсутствие данного фильтра дает возможность максимизировать резкость изображения, получаемого хорошим объективом, что критично при печати больших форматов, а также в ряде фотографических сфер, где требуется высококачественная полиграфия. Следственно, продается отдельно именно эта функция, формирующая спрос на рынке. В свое время камера из-за этого сильно потрясла рынок и оказала на рынок структурное влияние: отсутствие сглаживающего фильтра стало практически нормой для серьезной камеры большой пиксельности, и хотя до этого присутствовали похожие решения нишевых компаний, сколь-нибудь значительного распространения такого подхода не было. Интересно, что сегодня Nikon D800E не имеет такой же популярности, как ее младшая реализация, Nikon D800 — большинство профессионалов не видят необходимости переплачивать за данную функцию пятую часть камеры. Тем не менее, в профессиональном сегменте базовая камера заметно популярнее Nikon D610, которая почти в два раза дешевле, что является результатом заметных отличий между камерами в функциональном и утилитарном плане.
Разница между наличием и отсутствием фильтра заметна даже на глаз при рассматривании кадров при 100% увеличении. В рамках нашего теста мы провели такое сравнение на примере камер Nikon D7000 (с фильтром) и Nikon D800E (без сглаживающего фильтра) — у первой матрица в два раза меньше по площади и по разрешению, соответственно, и плотность пикселов у них примерно одинаковая. Тестовая съемка с использованием одного объектива (Nikkor 85/1.4D) велась с одной точки, экспопараметры тоже были одинаковыми (ISO 100, f/9, 1 сек), при проявке впоследствии использовались параметры, которые мы используем для тестирования объективов (небольшая S-образная кривая на 25 пунктов по четвертьтонам и на 25 пунктов повышение резкости). На итоговых кадрах Nikon D7000 объекты выглядят крупнее в рамках кадра, но это является следствием более мелкой матрицы — как относительные, так и пиксельные размеры объектов соответствуют друг другу, в обоих случаях. Эти изображения можно также скачать в формате RAW.
Следует, однако, сделать оговорку, что больше всего эта разница будет заметна при хорошем свете, с использованием хороших объективов и, преимущественно, на мелких деталях, которые передаются четче. Схожего эффекта можно достичь и при обработке, увеличив шарпинг — однако, в данном случае, повышаться четкость будет для всего изображения, а не только для резких точек, отчего визуально увеличится четкость по всему изображению и вырастет глубина разкости при одинаковых параметрах. Таким образом, в вариации Nikon D800E, добиться размытия заднего плана можно сильнее. Более того, в профессиональной полиграфии важно получить более высокое качество на момент захвата изображения, чтобы впоследствии при обработке из него можно было больше вытянуть.
Если отвлечься от матрицы, остальные параметры камеры тоже заслуживают рассмотрения. Корпус крупный, сделан из магния, при этом, обрезинен со всех сторон, отчего, при использовании правильной оптики, ни пыль, ни влагу тянуть не будет, да к тому же, весьма практичен — падений боится, но мало. Обрезиненные накладки придают ухватистости, а видоискатель дает светлую и четкую картинку. Интересно, что на нем есть шторка для ночной съемки, а колесо диоптрийной коррекции имеет механизм защиты от случайного вращения.
Эргономика камеры вообще заслуживает похвал — все основные функции доступны на кончиках пальцев, в типичной никоновской манере. База из баланса белого, чувствительности, брекетинга (последний имеет расширенные настройки — снимает вплоть до 9 кадров с шагом до 1 ступени) и качества изображения. На задней панели дополнительно находится клавиша фокусировки AF-ON, которую очень любят репортажники. Несмотря на то, что серийная съемка в фотоаппарате недостаточно высока для сегодняшних репортерских стандартов, функционал такой предусмотрен для всех полнокадровых камер компании. Интересно, что в камере стоят хорошие кардридеры, которые корректно поддерживают современные скоростные характеристики современных карт памяти, в частности, технологию UHS. При тесте с картой памяти Kingston SDXC 64 Gb UHS-I камера показала себя на высоте, несмотря на огромные файлы изображений, которые она формирует.
Видео в камере соответствует разрешению HD1080p и может записываться вплоть до 30 кадров в секунду, как в высоком качестве AVCHD, так и в MPEG. «Эффект желе» хоть и присущ матрицам CMOS, в данном случае, выражен незначительно — заметен только при намеренном резком дергании камерой, а при плавных проводках неявен. Пример видео, снятого на камеру, можно посмотреть по этой ссылке. Данное видео снято на камеру и выложено без какой бы то ни было обработки.
Камера имеет очень широкий динамический диапазон — использовать по полной его можно только при съемке в формате RAW. Объясняется это как площадью матрицы, так и передовыми разработками в области обработки сигнала. За качество изображения камера уже получила многочисленные награды, и привести в качестве примера здесь можно разве что примеры изображений, снятых на нее (маленькие следуют ниже, полные можно скачать по данной ссылке). Камера подходит практически для любой профессиональной сферы в фотографии, за исключением, пожалуй, репортажной съемки, в которой его использование тоже не исключено, просто нерационально. При этом, что характерно, цена камеры уже опустилась ниже 100 000 рублей, поэтому ее вполне можно рассматривать в качестве серьезного профессионального решения с топовыми объективами компании или сторонних производителей.