Фотоаппарат Olympus E-P5 предоставлен нам на тест представительством Olympus в России в комплекте с фикс-объективом Olympus M. Zuiko Digital 17/1.8 — это не новая версия выпускаемого «блина», а новый объектив со светосилой на 1.3 ступени выше. Камера была анонсирована полгода назад и впервые появилась на весенней выставке в Москве, о чем мы ранее публиковали видеообзор. Камера отличается компактностью и балансом портативности производительности — при такой дикой скорости она еще и в сумку влезает довольно свободно. Затвор у камеры механический и позволяет отрабатывать выдержки до 1/8000 секунды, при этом, снимая до 7 кадров в секунду.
Камера идеальна для городской стрит-съемки, в особенности, в комплектации с предоставленным нам объективом, подходит она и для более универсального применения, при этом, объективы системы заметно меньше сопоставимых стекол под зеркальные системы. Количество объективов системы микро-4/3" сегодня превышает количество объективов любой из других беззеркальныз систем, отчего всегда есть, что именно под камеру выбрать.
В камере очень быстрый алгоритм автофокуса, который претендует на звание самого быстрого среди беззеркальных камер и доходит до уровня зеркальных — достигается это благодаря сочетанию фазовых датчиков на матрице и контрастного алгоритма, которыми управляет один процессор. Фотоаппарат имеет алгоритм следящего автофокуса, который можно реализовать и вручную, проводя пальцем по экрану в режиме сенсорного спуска. Благодаря удобному откидному сенсорному экрану, это работает очень удачно. Точки фокусировки охватывают почти всю площадь кадра.
Камера исполнена в металлическом корпусе и стилизована под модный теперь ретро, в стиле, соответствующем камерам PEN прошлого века, как и вся серия Digital PEN. Корпус удобно держать в руках, благодаря обрезиненным накладкам. Количество органов управления тоже выше всяких похвал — столько кнопок есть далеко не в каждом зеркальном фотоаппарате. Более того, два колеса управления имеют рычаг переключения основных функций, отчего могут управлять 4 настройками, устанавливаемыми пользователем. Вид камеры заставляет многих относиться к ней несерьезно, так как люди подчас считают ее пленочной.
Есть в камере и встроенная вспышка с режимом управления внешними для создания световых схем, в зависимости от пожеланий фотографа. Камера также позволяет устаналивать сторонние синхронизаторы для управления любыми вспышками в ручном режиме.
Матрица оборудована передовой системой 5-осевой стабилизации изображения Olympus, получившей огромное количество наград, а ее чувствительность назодится в пределах ISO 200-6400, с расширением на две ступени.
Тест на резкость
Для теста был использован объектив Olympus M. Zuiko Digital 17/1.8, предоставленный на тест вместе с камерой. В качестве сравнительного ориентира была использована камера Leica X2 со штатно установленным объективом и матрицей большего размера. Ниже вы видите тестовое изображения и его сегменты из 3 зон кадра: центральной и двух по краям кадра.
Как показал сравнительный тест резкости, объектив весьма неплох — с ним вполне уверенно можно снимать и на открытых диафрагмах. На f/1.8 он несколько мягчит, но совсем не мылит, зато великолепная резкость начинается уже с f/2 и заканчивается на f/8, где она уже начинает страдать от дифракции. С Leica ситуация заметно хуже — ее несменный объектив заметно мягче, начиная от 2.8, где резкость некрасиво мала, и поднимаясь к 4-5.6 (картинка в данном случае пострадала от промазавшего автофокуса, отчего даже потеряла контраст), и даже на f/8 остается резкой, что тоже не удивительно. В случае Olympus, правда, заметны хроматические аберрации желтого цвета вокруг контрастных объектов, чего не наблюдается в случае с немецкой оптикой, даже несмотря на ее большую мягкость.
Тест проводился в стандартных температурных условиях, 25°С, в сухом помещении, а чтобы избежать тепловых шумов было решено освещать сцену импульсным светом, что позволило сократить выдержку в помещении. Чувствительность ISO на фотоаппарате установлена на значение 100, сам фотоаппарат находится на штативе, чтобы обеспечить одинаковую картинку. Снимки делались на фокусном расстоянии 17 (34) мм (Olympus) и 24 (36) мм (Leica). Все кадры сделаны в формате RAW и проявлены «по нулям» с небольшим увеличением контраста с помощью яркостной кривой по четвертям: 0, +50, -50, 0, а также небольшим увеличением резкости на 25 единиц с чувствительностью 0,5 и понижением цветовых шумов на 25 единиц. Все операции производились в Adobe Photoshop LightRoom 5.2. Тестовые изображения в raw и jpeg можно скачать для ознакомления.
Тест на шум
Для теста матрицы на шумы фотоаппараты установлены на штатив, после чего была снята та же сцена на всем диапазоне чувствительности ISO 100-25600 со стандартным шагом в одну фотографическую ступень. Условия съемки те же, за исключением того, что диафрагма была выставлена фиксированно на f/5.6. При проявке тестовых изображений картинка обрабатывалась «по нулям», при обработке не добавлялся контраст и шарпинг, а также не давились даже цветовые шумы. Сравнительная таблица приведена ниже, а тестовые изображения в raw и jpeg можно скачать для личного пользования. Результаты ожидаемы: в связи с тем, что отсчет чувствительности Olympus начинается на ступень позже, шумовые характеристики он показывает сопоставимые с немкой на одну ступень — то есть, на более высокой чувствительности шумы такие же, как в Leica на более низкой, разница точно в одну ступень. Единственное, что следует напомнить: в Leica запас чувствительности выходит на ISO 6400, а в Olympus на две ступени позже, просто накапливая лишние шумы. Исходники находятся в архиве, и если есть желание рассматривать их плотнее, можно попытаться сделать это самим.
Дистанционное управление
Камера, как и многие одноклассники, может управляться через приложение Olympus Image Share под Android и iOS. Интересно, что камерой поддерживается только первая версия данного ПО, отчего из настроек доступно очень немного: сенсорный спуск, простой спуск, управление таймером и вспышкой. Тем не менее, удобство использования при наличии телефона бесспорно — на расстоянии до 10 метров можно управлять спуском камеры в качестве аналога спускового тросика.
Помимо этого, вы можете скачать карточки из камеры и отправить их в любое доступное приложение, как с обычно картинкой в самом планшете или телефоне — правда, поддерживаются только файлы в формате JPEG, поэтому соответствующие настройки надо выставлять предварительно.