Фотокамера Olympus OM-D E-M1 была официально представлен в сентябре 2013 года, объединив в себе сразу две линейки: зеркальную систему 4/3" и беззеркальную микро-4/3" — благодаря гибридному автофокусу камера прекрасно работает с оптикой обеих систем, просто под старшую требуется переходник. Камера относится к топовому сегменту в линейке компании и может по праву считаться профессиональной, так как имеет для этого почти все: надежность, защиту, качество... даже по цене его вполне можно отнести к профессиональным камерам. Мы благодарим компанию Olympus Россия и PR-агентство компании за предоставленную на тестирование камеру.
Камера вызывает неоднозначные отзывы разных пользователей — ее неминуемо сравнивают с конкурентными моделями с полнокадровыми матрицами или просто с камерами систем, где матрицы больше. Однако, при сравнании нужно проводить адекватные параллели: практически ни у кого из конкурентов моделей профессионального класса пока нет, и существующие сегодня беззеркалки компаний являются лишь камерами любительского класса, имея ряд ограничений, таких, как: плохой видоискатель, маленький буфер памяти, приводящий к переполнению при серийной съемке, после чего камера в течение определенного времени не может снимать, аккумулятор низкой емкости, не способный снять на одной зарядке более 300-400 кадров, плохая влагозащита, низкая надежность системы и недостаточная прочность корпуса, отсутствие встроенного стабилизатора изображения, низкая скорость серийной съемки, малое количество объективов системы и прочее. Собственно, именно эти негативные характеристики отсутствуют в Olympus OM-D E-M1, так как каждую из этих характеристик она меняет на противоположную.
Камера взяла лучшее от зеркальной и беззеркальной систем — она прекрасно работает как с зеркальными объективами системы 4/3", так и с беззеркальными микро-4/3", обеспечивая мгновенную фокусировку с объективами обеих систем. Если учитывать только объективы компактной системы, то, на данный момент, она является самой богатой — под нее выпускаются объективы несколькими производителями, а общее их количество превышает 60 штук, не говоря уже о стеклах, которые выпущены под систему 4/3". Автофокус в камере практически мгновенный, к тому же, им очень удобно пользоваться в режиме сенсорного спуска по экрану, когда камера и фокусируется, и снимает в момент нажатия на определенную точку на экране.
Корпус у камеры сделан литым из магния, отчего он, конечно, тяжелее, но и прочнее пластиковых аналогов — это добавляет уверенности в нем фотографу, впрочем. Камера не боится падений, даже учитывая матрицу, болтающуюся в магнитном поле — такие неприятности уже учтены. Органы управления камеры продуманны — пара основных контрольных колес имеет дополнительный рычаг переключения режимов, позволяющий назначить на них в два раза больше функций, охватив как весь экспотреугольник, так и экспокоррекцию, к примеру. При этом, большинство клавиш настраиваемы по вашему вкусу, что позволяет подгонять камеру к вашим преференциям почти идеально. Корпус немаленький, но и не большой — он сделан сбалансированно, чтобы не теряться в больших мужских руках, но, в то же время, использовать преимущества безеркальной компактности. Колеса управления и клавиши нормального размера, отчего их всегда можно легко найти на корпусе даже в темноте, а на управление это не влияет в негативную сторону.
Нельзя не учитывать веса решения — за счет того, что камера и объективы заметно более компактны, по сравнению с решениями аналогичного класса в зеркальных системах, ее гораздо легче носить, а также гибче устанавливать в фиксированных местах для удаленной съемки, что еще принесет свои плоды фотографам, в любом случае. Многие свадебные фотографы-женщины на Западе уже используют камеру в своей профессиональной работе. У нас пока стесняются, но логика говорит о том, что удобство все же вытеснит показуху. Как следствие, и требования к штативу для этой камеры уже гораздо мягче.
В качестве способов визирования в камере используются автоматически переключаемые друг на друга сенсорный откидной экран высокого разрешения и такого же разрешения продвинутый видоискатель с таким же увеличением, как оптические в современных зеркалках (то есть, визуально он такого же размера, но выводит больше ценной информации). Интересно, что видоискатель специально по умолчанию подогнан по характеристикам под оптический: темную картинку показывает темной, светлую светлой, и в то же время, позволяет корректировать экспозицию, чтобы всегда видеть, насколько темнее/светлее получится кадр. Да, оптический по восприятию все равно лучше, но этот стал уж очень к нему близким, что крайне приятно.
Встроенный стабилизатор изображения сделан на высочайшем уровне, о чем говорят и инженеры компании, утверждая, что лучше пока никто не придумал: он 5-осевой в основных режимах фото и видео, что положительно сказывается при недостатке света. Более того, видео с рук при ходьбе вообще выглядит как будто снято со стедикама или с использованием программных средств стабилизации. В основной части видеотеста видно, что изображение совсем не трясется, хотя ходьба по картинке, конечно же, чувствуется.
У камеры высокая скорость серийной съемки — при этом, единственный недостаток при забивании буфера состоит в том, что режим съемки переключить нельзя (но можно вносить настройки в выбранный и продолжать снимать дальше, по мере освобождения буфера, как в зеркальных камерах). Подавляющее большинство беззеркальных камер так не умеют. Исключением из протестированных нами была лишь Panasonic GX-7, являющаяся продвинутой любительской камерой.
Камера идеальна для съемки стрита — в классическом черном исполнении она практически незаметна на фоне черной одежды и в руках фотографа, отчего и кадры получаются более атмосферными. С правильными стеклами она дает прекрасную детализацию в предметной съемке (как фото, так и видео), а также портретной, включая студийную. Ее легкость и компактность системы делает ее также идеальным спутником в путешествии.
Здесь крайне важно и то, что в камере нет низкочастотного фильтра — детализация мелких элементов, в особенности, при использовании объективов M. Zuiko Pro, а также премиум стекол Zeiss и Schneider, будет на высоте.
Основной недостаток — цена камеры, которую вменяют ей в вину, так как, по мнению обывателя, «камера с кропнутой матрицей столько стоить не может». Да, на фоне любительских камер выглядит дороговато — но в любительском сегменте у Olympus много камер, которые дадут фору по цене любительским камерам конкурентов. Учитывая же, что Olympus OM-D E-M1 — камера профессиональная, ценник у нее весьма гуманный для профессионалов, и основная проблема сегодня заключается в том, чтобы отойти от стереотипов и гигантомании, что потребует, естественно, времени и результатов работы камеры. В конце концов, только время покажет, насколько уместным было данное решение.
Тестовые изображения
Ниже приложены тестовые изображения к камере. Все они сняты в разных условиях, с разной обработкой — просто для того, чтобы показать, что камера крайне универсальна и гибка. Фотографии можно также скачать в полном размере в формате JPEG.