Камера Olympus OM-D E-M10 была выпущена не так давно, и, так как камера была нам очень интересна, как развитие этой весьма популярной беззеркальной системы, мы провели для нее тест в два этапа. На первом этапе мы воспользовались ситуацией, представившийся на выставке Photokina 2014 и провели тест в необычном формате «быстротеста», а впоследствии протестировали ее полностью и во всех аспектах, за что благодарим организаторов из представительства компании Olympus.
Камера во многом повторяет уже устаревающую Olympus OM-D E-M5, за небольшими исключениями. С одной стороны, у нее не такой хороший стабилизатор изображения, он лишь 3-осевой, в отличие от 5-осевого в пятерке и единице (2 дополнительные плоскости смещения камеры актуальны только для режима видео). Впрочем, определенные последствия этого будут заметны только для профессионалов, которые снимают видео. В режиме фото стабилизатор работает прекрасно. Имея полностью электронное управление, он очень точен и отключается при установке камеры на штатив автоматически. Эффективность стабилизатора очень высока — он держит даже довольно долгие выдержки и не совсем трезвые руки, позволяя снимать видео с рук, которое имеет вид, будто оно снято с использованием стедикама, а также фотографии динамичных ситуаций со смещением основного объекта или фона для придания фотографии динамики. Такое и с обычными камерами возможно, просто здесь появляется большая гибкость.
У камеры, как и у других, которые мы тестировали до нее (E-PL7, E-P5, OM-D E-M1) отсутствует сглаживающий фильтр — по всей видимости, это политика компании, которая изменилась уже после выхода на рынок Olympus OM-D E-M1 (официально компания этого не подтверждает). Дело в том, что все камеры после неё выпускались уже с отсутствующим низкочастотным фильтром (это актуально как для E-M10, так и для E-PL7). Если вы не знаете, отсутствие этого фильтра дает более высокую резкость на мелких элементах изображения, повышая итоговую детализацию. Плотность пикселов веб-камеры можно сравнить с полнокадровыми моделями на матрицах разрешением 36-40 мегапикселов, которые уже почти два года выпускаются без сглаживающего фильтра.
Матрица камеры при этом имеет не такое большое разрешение, лишь 16 мегапикселов, чего, однако, достаточно для большинства фотографических применений. Учитывая хорошую работу с шумами, камера дает весьма достойную картинку. Камера успешно зарекомендовала себя в разных жанрах съемки: для стрита очень хорошо подходит ее компактность, и только ее блестящая верхняя панель несколько отвлекает встречных прохожих, но, в любом случае, не настолько, насколько это происходит с большими камерами. В студийной съемке очень удобна сенсорная фокусировка и откидной экран, который крайне удобен для съемки с нижних точек, что позволяет меньше нагибаться в процессе, экономя ресурс спины и коленей фотографа. При этом камера выдает если не максимальное, то сопоставимое с крупными камерами качество. Немного выбиваются из логики здесь минимальная чувствительность в ISO 200, которая не дает корректно работать с мощными источниками, и наличие только 12-битного режима работы с файлами RAW, теряющее часть детализации в тенях. Так как это долго время считалось несущественным, и мы не будем акцентировать на этом внимание.
Некоторые нарекания могут быть только по поводу корпуса, который немного упростили, чтобы сделать камеру дешевле. В частности, здесь нет полноценной влагозащиты, а сам корпус сделан менее удобным, чем у единицы, в угоду компактности. Надо сказать, даже с этими оговорками, камеру довольно удобно носить в руках, разве что для работы это не совсем подходит. Хочется более уверенного хвата и прочих излишеств старших камер. Однако, для повседневного использования энтузиастами камера подходит очень хорошо. Если присмотреться к органам управления плотнее, здесь присутствуют те же два колеса управления, просто нет переключателя, добавляющего функции к ним, а сами колеса примерно того же размера, просто надвинуты друг на друга из-за более компактного корпуса. Сами клавиши тоже упрощены, но незначительно — управление осталось логичным и интуитивно понятным, с возможностями широкой настройки под пользователя.
Камера умеет полноценно управлять внешними вспышками с помощью встроенной, при этом поддерживаются режимы как TTL, так и ручной, есть также возможность работы с несистемными вспышками, поддерживающими простую синхронизацию по оптическому сигналу, при условии использования внешнего инфракрасного или радиосинхронизатора.
Не хватает в камере возможностей видеосъемки: при своей продвинутости, она умеет снимать только HD1080p с плотностью кадров не более 30, к тому же, не оборудована портом для подключения внешнего микрофона, что будет накладывать ограничения для пользователей, так как придется использовать внешние рекордеры и синхронизировать звук вручную. Понятно, что идеалом удобства это не является. Естественно, использование малой плотности кадров дает мало возможностей для замедленной съемки и создает рваные переходы при плавном зуммировании или быстром перемещении камеры — последнее не зависит от модели камеры, а характерно именно для формата видеозаписи. Скорее всего, это просто характеристика матрицы камеры, которая на сегодня является довольно старой и ждет своего обновления примерно в марте-феврале 2015 года с выходом Olympus E-M5 второй версии.
Преимущества
- лучший в классе стабилизатор изображения в упрощенной версии
- отсутствие сглаживающего фильтра
- быстрая серийная съемка
- премиум-сегмент
Недостатки
- более слабый корпус без влагозащиты
- дисплей откидывается только в одной плоскости
- видео с малой плотностью кадров
- минимальная чувствительность — ISO 200
- 12-битная работа с изображением
Характерные особенности
- поддержка всей линейки объективов системы микро-4/3“ (более 70 моделей, выпускаемых сегодня разными производителями)
- сенсорный экран и большой удобный видоискатель
- соотношение цена/качество
Тестовые изображения можно посмотреть ниже или скачать в полнокадровом разрешении (быстротест в Германии, полный тест в Москве).