Камера Olympus PEN-F была анонсирована совсем недавно, отчего очень приятно, что мы получили ее на тест в первых рядах. Камера стала нетипичной — она явно не является выходцем из стандартной линейки PEN, слишком стильно, гладко и хорошо сделано, что не согласуется с более низким классом, который компания создала, разделив две линейки внутри своего производства камер для микро-4/3".
Камера Olympus PEN-F стала нетипичным представителем серии PEN компании — изначально она была задумана не только, как стилизованная под серию прошлого века, но и как не самый дорогой вариант беззеркальных камер, правда, с рядом ограничений, в то же время используя последние технологии, которые имеются в распоряжении компании. Ряд камер был сделан вообще в пластиковом корпусе, хотя более дорогие модели, вроде E-P5 — на базе магниевого корпуса, отчего тяжелее, при том что имеют на борту современную стабилизацию изображения. PEN-F стала своеобразным представителем более высокого класса, как OM-D, только в корпусе, стилизованном под дальномерку, хоть и оригинальный пленочный PEN-F был зеркальным.
20-мегапиксельная матрица
Долгожданная новая матрица слишком долго не появлялась в новых камерах компании — активно использовалась матрица на 16 Мп, которая присутствует в четырех последних камерах разных классов, и чуть ли не все ее болезни подробно рассмотрены. Новый этап поэтому должен был не просто поднять чувствительность (и надо сказать, в расширенном режиме шагнул далеко, до диапазона ISO 80-25600), но и дать больше качества с каждого пикселя. Пиксели, к слову, остались такого же размера, как на 16-мегапиксельной матрице — это не чудо, компания просто уменьшила межпиксельное пространство. Учитывая новое разрешение и возможности нового процессора, уровня шумов удалось достичь даже более низкого. Это видно как при съемке на высокой чувствительности, так и на длинных выдержках, и хоть пока специализированные ресурсы не выдали своего заключения касательно уровня шумов, можно уверенно утверждать, что сегодня матрица здесь — лучшая в линейке Olympus по всем параметрам. Более того, она полноценно справляется с большинством ситуаций освещения, в особенности, при использовании светосильной оптики.
5-осевой стабилизатор изображения
Матричный стабилизатор здесь не только конкурентное преимущество, но и необходимость. О его эффективности сказано много, и вряд ли стоит в очередной раз говорить, что все хорошо — важность его использования состоит в том, что он де-факто позволяет снимать на более длинной выдержке. И если с обычной камерой фотограф долго пытается соответствовать правилу выдержки, обратной фокусному расстоянию, то здесь такой проблемы нет. На длиннофокусных объективах смело можно устанавливать выдержки на уровне 1/20 с, а на широкоугольных — вообще по полсекунды… снимая с рук, естественно. В камере без стабилизатора пришлось бы в таких же условиях сильно задирать ISO. Впрочем, наудачу мне удавалось снять кадры и на выдержках по 1-2 секунды, вполне резкие, а если использовать фирменный режим Live composite, то фактически используемую выдержку можно «протянуть» и больше, поскольку камера не перерисовывает в этом режиме всю картинку целиком, а берет только ее светлые части.
Реальный диапазон работы матрицы заканчивается на ISO 1600, если нужно печатать без особой обработки в полнокадровом режиме, и на 6400, если предстоит лишь загрузка в интернет. Можно подниматься и выше, если планируете серьезно обрабатывать картинку, а иных вариантов съемки просто нет. Камера чувствительна к использованию хорошей светосильной оптики, поэтому не стоит думать, что вы ограничитесь обычным штатным объективом. Более того, на момент покупки ее имеет смысл брать либо с 17-миллиметровым широкоугольником, либо с «блинами» компании, поскольку только так хорошо использовать ее компактные габариты.
Объективы и размер системы
Кстати, о компактности — камера неспроста сделана маленькой, ведь ее предназначение лучше всего совместимо с путешествиями, когда фотограф не хочет сильно загружаться. Здесь как нельзя кстати придутся сверхкомпактные объективы любого производителя, который входит в ассоциацию микро-4/3 (сегодня уже больше 20 компаний, которые производят свыше 100 объективов, не говоря о тех, которые ставятся через стандартные переходники и спидбустеры). По сравнению даже с кропнутыми зеркальными объективами, пользователь выигрывает в весе аналогичных решений в 2 раза — так что говорить о полном кадре? Это, по сути, одна из лучших камер на каждый день.
Похожий сенсорный экран уже был в линейке компании — да и других компаний тоже. Сегодня они практически стали стандартным решением не только в телефонах, но и в беззеркальных камерах, а также ряде зеркальных. Это не только удобство управления, но и эффективность съемки, ведь когда нет необходимости тратить время на перекомпоновку кадра с фокусировкой «по центральной», а затем с кадрированием, оперативность управления выигрывает. Впрочем, для идеальной оперативности не помешало бы и тумблер включения перенести ближе к клавише спуска — режим энергосбережения здесь отличный, но камера из него выходит непозволительно долго, чтобы исключить возможность случайного нажатия.
А вот что приятно сделано, так это возможность выбора точки фокусировки при съемке через видоискатель — сенсорный экран при этом не отключается и позволяет фокусироваться практически по всему полю кадра, включая углы, не отрывая глаз от видоискателя. Очень удобно, разве что сенсорный спуск так не работает — хотя это было бы уже слишком. Надо сказать, что видоискатель здесь вообще отличный, с его огромной детализацией не то что пикселей не видно, но он стал еще ближе к обычному оптическому. Обзорность — как у полнокадровой камеры, такие же впечатления от съемки, при том что вес и габариты не более 30% от нее.
Дизайн и эргономика
Мы обычно обходим стороной чисто дизайнерскую часть решения камеры, уделяя корпусу только практическое значение, в то время, как это делать неправильно, в данном случае. Камера собрана с прицелом на самую требовательную публику, которая готова получить не просто функциональный инструмент, но хочет еще и эксклюзивного качества. Продуманный дизайн — только часть решения, здесь еще и корпус литой и без единого болта наружу, а элементы отделки приятны наощупь и комфортно лежат в руке, хотя, с точки зрения эргономики, камера и не дотягивает до удобства камер линейки OM-D. Именно поэтому камера будет иметь как тех, кто ее обожает, так и тех, к чьим рукам она просто не подходит — ее нужно выбирать наощупь, никакие варианты с покупкой в интернет-магазине здесь просто не пройдут.
Влагозащиты в камере нет, хотя предполагается, что эта камера должна использоваться постоянно, а потому, быть утилитарной и удобной, соответственно, и менее требовательной к изменению условий среды. Органы управления камеры следуют логике Olympus, но при этом получают новые компоненты: диск управления цветом на передней панели и немного переосмысленную логику остальных органов. Цвет, сам по себе, будет, в первую очередь, полезен тем, кто даже не подразумевает о существовании формата RAW, а также просто не хочет им заниматься из-за трудоемкости.
В плане эргономики производитель, как мне кажется, продолжает масштабировать свою ошибку с тумблером включения, находящимся на противоположной стороне корпуса. С одной стороны, это дань алгоритму экономии заряда батареи, который работает хоть и хорошо, но камера из «заснувшего» состояния выходит дольше, чем при включении — я проверял. В принципе, если неспешно снимать, это вообще недостаток, высосанный из пальца, однако, я люблю снимать стрит, а с такой камерой только на улицу и идти — даже несмотря на ее яркий вид, всерьез ее принимают редко, думая, что аппарат или пленочный, или просто старый, а фотограф вообще похож на чудака. Что, собственно, фотографу и нужно. А потому, тумблер могли и перенести поближе.
Цвет и качество
Благодаря отдельному кольцу для работы с цветом, все настройки перенесены именно сюда. И если профессионалу они нужны меньше, многие интересные решения все же пригодятся — в конце концов, в видео многие параметры уже применены. Учитывая то, что камера может работать с видео с плотностью до 77 Мбит/сек, у специалистов по видео появляется хороший инструмент, позволяющий работать с цветом более гибко и не вызывающий артефактов на видео более низкой битности (квадраты, являющиеся следствием сжатия AVCHD, становятся более заметными при цветокоррекции видео меньшей битности).
На качество влияет новая матрица, в которой сохранили размер пикселя, уменьшив расстояние между ними — так выросло разрешение, а шумы стали ниже примерно на ступень, позволив инженерам поднять чувствительность до «зеркальных» ISO 25600 в расширенном режиме. Здесь понятно, что последним рабочим значением станет ISO 6400, а реально рабочим для картинки большого формата — 3200. Памятуя о том, что изображение мы всегда рассматриваем с разумного расстояния, есть правило, гласящее, что 21 Мп достаточно для печати фотографий любого формата без потери детализации. Понятно, что, если в упор рассматривать картинки, напечатанные в формае 3×4 метра, потеря детализации все равно будет, но сейчас вообще мало камер, которые выдержат подобное изучение. Именно для таких случаев компания продолжает использовать алгоритм увеличения разрешения до 50 Мп за счет съемки 4 кадров со сдвигом матрицы, чтобы пропорционально увеличить разрешение, а также уменьшить влияние интерполяции на финальную картинку. Подобные манипуляции нужно выполнять, естественно, только со штатива и с постоянным светом, в случае предметной съемки — иначе ситуация чревата потерей резкости или неспецифичным смазом картинки. Подходят под такое разрешение, по рекомендации производителя, только объективы класса Pro, а также, возможно, ряд светосильных фиксов, выпущенных под систему микро-4/3.
На момент публикации теста официальная поддержка формата RAW присутствует только в родном Olympus Image Viewer, который позволяет перенести картинки в формат TIFF, которым я пользовался при написании теста, однако, в ближайшее время появится поддержка в Lightroom, после чего с файлами можно будет полноценно работать. Студийные RAW доступны для скачивания, а вот файлы JPEG взяты как из камеры, так и из конвертированных в TIFF исходников в формате RAW. По моим ощущениям, ситуация с шумами, действительно, шагнула вперед на целую ступень — дело тут не только в расширенном диапазоне чувствительности и доступности ISO 80 (сделали, исключительно, ради работы со вспышкой) — теперь камерой можно смело снимать в не самых светлых помещениях, не боясь сильно задрать ISO, чтобы попасть в нужную выдержку. Матрица, действительно, держит шумы, а саму матрицу уже держит превосходный интеллектуальный стабилизатор. Присутствует также образец видеофайла из камеры, снятый в высокой битности, по которому можно оценить работу стабилизатора и поиграть с цветом.
Коммуникационные возможности
По уровню коммуникации камера на высоте, поскольку позволяет не только очень уверенно и безошибочно, но еще и очень функционально взаимодействовать со всеми современными телефонами и замечательно с их помощью управляется. Приложение OIShare — пожалуй, одно из лучших на рынке по количеству настроек и возможностей съемки.
Преимущества
- Малошумная матрица высокого разрешения
- Отсутствие сглаживающего фильтра
- Хорошая детализация и фирменные режимы съемки
- Гибкие настройки видео и подходящее сжатие для постобработки
Недостатки
- Цена
- Вес
- Расположение тумблера включения
Характерные особенности
- Безупречная сборка
- Cтиль дальномерки
- Высококачественные материалы отделки