Объектив Зенитар 1.4/85. Интерактивный тест




Объектив Зенитар 1.4/85. Интерактивный тест

В отличие от Гелиоса 40-2, новый Зенитар 1,4/85 является не ретро объективом, а полноценным современным стеклом. За исключением, разве что, того, что он не оборудован ни чипом, ни автофокусом, ни даже прыгающей диафрагмой. Тем не менее, это объектив высшего качества, за предоставленный образец которого мы благодарим Красногорский завод, который нам его и выдал.

Объектив сегодня, после выхода на рынок, уже стоит недешево. Цена, установленная производителем, соответствует 18000 руб., при этом большинство дилеров продают его именно по такой цене, так что найти его дешевле вряд ли получится, поскольку объективов б/у еще нет, а новые имеют фиксированную цену при выходе с завода. С другой стороны, дороже, скорее всего, тоже не будет — по крайней мере, до следующего подорожания и переоценки заводом. В качестве вариантов можно смело рассматривать все автофокусные объективы, как родные, так и сторонние, с аналогичными характеристиками (Sigma 85/1.4 — 55000 руб., Nikon 85/1.4 — 80000 руб.), а также корейский Samyang 85/1.4 (17000 руб., если найдете), который отличается от нашего подопытного более простым корпусом и совсем другой оптической схемой. Наш объектив сделан специально для нашего фотографа, который традиционно не очень аккуратен, и объектив может бросать, кидать и царапать. Именно по этой причине его сделали полностью хардкорным, защищенным от негативных факторов. Влагозащиты, впрочем, в нем нет, как на уровне байонета, так и на уровне швов.

Основа оптической схемы была разработана еще в прошлом веке, но объектив так и не поступил в производство, поскольку завод успешно производил все тот же «гелиос» с таким же фокусным расстоянием. В первоначальной конструкции Зенитара было 6 независимых оптических элементов. Смысла запускать второй объектив с практически аналогичными техническими характеристиками не было. 20 лет спустя схема была переработана, а с наступлением эры маркетинга переделали и облик объектива, придав ему единый для всей линейки вид. Да, если придираться к дизайну, опытный глаз обнаружит несоответствие шрифтов на разных элементах объектива (подозреваю, что маркетологи уже это исправили, поскольку сборка здесь ручная), но это уже из сферы пуризма, поскольку относятся они лишь к визуальной составляющей этого объектива, в то время как нас интересует качественная. Качественно он тоже изменился под новые стандарты, добавились асферические линзы, схема усложнилась до 7 элементов в 5 группах.

В работе объектив, естественно, не удобен, как и все мануальные объективы. Для человека, привыкшего к автофокусу, это сплошная головная боль, поскольку нужно следить за резкостью, что сейчас практически невозможно сделать без наличия специального фокусировочного экрана, особенно, если снимать на открытых диафрагмах, когда на полном кадре глубина резкости может составлять всего лишь пару сантиметров. Объектив состоит из 6 элементов, каждый в своей группе, то есть, схема практически идеально проста. В то же время, как и многие другие мануальные объективы, у него очень большой ход кольца фокусировки, порядка 270°, что позволяет очень точно наводиться на резкость, чем сегодня не могут похвастаться большинство автофокусных объективов. Другими словами, он подходит для студийной съемки, когда спешить вам некуда — а показать резкость стекла можно именно в таких условиях.

Разрешающая способность объектива находится на очень высоком уровне. Я тестировал его с двумя камерами, и с обеими он показал себя на высоте, даже учитывая то, что под 50 Мп сегодня не так много стекол, которые обеспечивают сопоставимую разрешающую способность. Откровенно говоря, перед тестом были сомнения на этот счет. Следует сделать оговорку, что на открытых диафрагмах, вплоть до f/2, он мягчит — не мылит — и выходит на максимальную резкость только на f/4-5,6, что совершенно нормально для большинства фикс объективов. На f/8 максимальная резкость сохраняется, дальше начинает закономерно падать от дифракции. То, что стекло выходит на максимум так рано — действительно, здорово, за это благодарить надо инженеров из Красногорска. В то же время, при съемке на открытых диафрагмах вероятность попадания в фокус очень низка, по крайней мере, в моем случае,. Вопрос, правда, решается довольно просто: если использовать режим Live View, который позволяет вам не только вывести картинку на экран фотоаппарата, но и увеличить ее для рассматривания тех зон, которые вам интересны. Подозреваю, что версия под Nikon, которая выйдет буквально на днях, сможет похвастаться тем, что у нее с ходу будет подтверждение фокусировки, что также облегчит жизнь фотографу. Это известное различие между двумя системами, так или иначе, дает обеим пользователей, но не может быть отнесено к преимуществам или недостатком самого объектива.

С точки зрения эстетики, нельзя не отметить картинку, которую объектив рисует. Он приятно размывает задний план, создавая ровную классическую картинку. Здесь нет и следа «того самого Гелиоса», который растягивает боке ближе к краям, создавая «эффект закручивания» картинки, более того, нет здесь и виньетирования изображения по краям на закрытых диафрагмах, чем страдает Гелиос любых версий.

Объектив нормально держит контровой свет, хотя рекомендуется все равно пользоваться блендой, чтобы не было падения контраста. В режиме фото мне не удалось уверенно поймать зайца, а вот при съемке видео я намеренно встал напротив окна, чтобы посмотреть на изменение изображения и определенный эффект все же увидел. Однако, изменить законы физики вряд ли можно, поскольку контровый свет, в той или иной мере, влияет на изображение, в любом случае. Также объективу свойственны хроматические аберрации, особенно, на самых открытых диафрагмах. Проходят они на умеренно закрытых диафрагмах от f/4, как раз тогда, когда объектив показывает максимум своей резкости.

Оценить оптическое качество объектива можно по приложенным изображениям (которые также можно скачать в полнокадровом варианте), а также по тестовым файлам в формате RAW.

Преимущества

  • металлический высоконадежный конструктив

  • простая оптическая схема

  • низкая цена для топового уровня

  • высочайшая разрешающая способность

Недостатки

  • отсутствие чипа (для Nikon)

  • отсутствие автофокуса

  • отсутствие прыгающей диафрагмы (для Nikon)

  • тяжелый

Характерные особенности

  • бескомпромиссный по резкости светосильный объектив для съемки портретов

  • большой ход фокусировочного кольца

  • диафрагма изменяется с точностью ½ ступени




Последние комментарии на YouTube