На этот раз мы пришли в гости к Игорю Сахарову и перед тем, как взять интервью решили пройтись по его студии. Хозяин любезно провёл экскурсию. Основа студии – карданная камера, которая используется для предметной съемки, для съемки людей Игорь пользуется Pentax 645Z (её обзор мы уже публиковали раньше на PhotoWebExpo). Основа света – генераторы Broncolor. Внимание всех, кто приходит сюда, сразу привлекает гигантский рефлектор Broncolor Para. Правда, здесь же есть версии и поменьше. Процесс съемки визируется по двум большим мониторам. Студия большая и просторная и, как и положено статусу её хозяина, насыщена самым современным оборудованием.
После осмотра студийных достопримечательностей мы перешли к основной цели нашего посещения – интервью.
Иван Диденко: Мне бы хотелось выйти за рамки тех вопросов,
которые Вам задают в подобных интервью. На Вашем сайте я наткнулся на текст,
где Вы себя позиционируете не художником, а ремесленником.
Игорь Сахаров: Да, это так.
Иван Диденко: Чтобы понять, в чём секреты Ваших таланта и успеха, хотелось бы услышать из каких составляющих Вы состоите. Помимо Игоря Сахарова-фоторемесленника, какие есть ещё Игори Сахаровы? В чем Вы ещё себя выражаете?
Игорь Сахаров: Вне работы – в поварском искусстве :). Я обожаю готовить.
Иван Диденко: Любопытно. А что еще?
Игорь Сахаров: Животных обожаю. У нас есть собаки, кошки, лошади, птицы…
Иван Диденко: Все о Вас отзываются как о метре фотографии,
как одном из лучших российских, да где-то и европейских мастеров.
Ваша карьера началась где-то в 90-х, когда…
Игорь Сахаров: … я уволился из Вооруженных сил.
Иван Диденко: Из Армии – в фотографию?
Игорь Сахаров: Ну, фотографией я увлекался с детства. Уволившись, я уехал в Германию подучиться, чтобы понять, что такое рекламная фотография. До этого меня привлекал фоторепортаж, где удалось достичь некоторых успехов. Но время было непростое и темы для репортажей были мрачные, а хотелось снимать прекрасное, создавая это руками. Поэтому была нужна студия.
Иван Диденко: А почему вы поехали именно в Германию?
Игорь Сахаров: Просто появилась возможность там посмотреть, как это всё делается изнутри. Меня никто там ничему не обучал, я там работал подмастерьем и наблюдал за процессами.
Иван Диденко: Что вы там узнали?
Игорь Сахаров: Как строится студия, что в ней должно быть, порядок её работы. Но, вернувшись домой, применить это было затруднительно, поскольку тут еще ничего подобного не было.
Иван Диденко: И что Вы делали?
Игорь Сахаров: Пошёл на рынок, купил 2 чёрных зонтика, выкрасил их изнутри, поставил внутрь вспышки ФИЛ-105. Получилось первое студийное оборудование, по мере развития оно становилось всё лучше и лучше. И теперь это то, что я вам только что показал.
Иван Диденко: А востребованность на рынке рекламной фотографии как быстро пришла?
Игорь Сахаров: Очень долго…
Иван Диденко: Но насколько долго?
Игорь Сахаров: Все схемы, о которых я рассказываю, и которые
применяю в своей работе, я почерпнул не
извне. Они вышли из личного опыта. Благодаря моему физико-математическому
образованию. Свет – это физическое понятие и геометрия. Я экспериментировал,
применяя свои знания. Иногда даже ночевал в студии из-за нехватки времени. Т.е.
всё это – результат долгого и кропотливого труда.
Самое главное – верить в себя и ставить перед собой цель. Если ты бесцельно
щелкаешь в студии, то, как я говорю: «вдруг откуда ни возьмись, ничего
взялось». Если цели нет, ты не знаешь, чего добиться.
Иван Диденко: И сколько времени понадобилось, чтобы понять, что Вы уверенно стали работать в студии и стали востребованы?
Игорь Сахаров: Лет пять.
Иван Диденко: Я почему так настойчиво спрашиваю? Люди смотря на Ваши работы и востребованность и пытаются соизмерить, сколько сил и времени на это положено.
Игорь Сахаров: Очень много сил.
Иван Диденко: Но всё-таки есть подспудное чувство, что Вы волшебным образом за несколько месяцев всего добились и теперь пожинаете плоды :).
Игорь Сахаров: Это так кажется :). Я сейчас часто читаю: «…профессионал
с огромным опытом, 3 года на рынке фотографии…»
За 3 года ты только начинаешь слегка осознавать, что к чему. Но нужно еще
работать и работать…
Иван Диденко: Вы часто говорите о свете, о том, как его формируете, как учились этому с картин известных художников. Я правильно понимаю, что разный по фактуре свет создает на плоской фотографии объем?
Игорь Сахаров: Что такое фотография? Мы на лист бумаги переносим сцены из жизни. Мы видим двумя глазами, т.е. стереокартинку, фотоаппарат – одним глазом, т.е. монокартинку. Нам нужно на монокартинке создать объем. Это можно сделать светом и тенью. Нужно учитывать, что рисовать можно не только светом, но тенью. Недаром говорят – светотеневой рисунок.
Иван Диденко: Фотографы обычно используют несколько световых приборов, но, когда мы ходили по студии, было понятно, что вы стремитесь использовать при съемке один источник. Почему?
Игорь Сахаров: Ориентируясь на природные условия. Все схемы освещения я переношу из природы. Солнце светит – жесткий свет с грубыми тенями. Облачность появилась – большой бокс сверху. Всё это можно и нужно моделировать в студии.
Иван Диденко: Т.е. Вы поводите параллель между искусственным и естественным освещением, чтобы мозг воспринимал студийный свет как естественный.
Игорь Сахаров: Мозг воспринимает картинку подсознательно. Что такое фотография? Это рассказ. Я в картинке должен показать вход в сюжет, его развитие и выход из него. Мы смотрим слева направо и сверху вниз. Как мы читаем и пишем. Композиционно и светом я регулирую это движение глаз зрителя. Взгляд автоматически всегда стремится к самому яркому световому пятну на картинке и это должно быть сюжетно важным моментом фотографии.
Иван Диденко: Сегодня профессия фотографа перспективна?
Игорь Сахаров: Сегодня все – фотографы :).
Иван Диденко: Я поэтому и спрашиваю.
Игорь Сахаров: Многие уверены, что заработают кучу денег. Не заработают. Учитывая их количество, профессия снивелировалась. Сейчас многие готовы снимать за миску супа.
Иван Диденко: Когда люди говорят «Игорь Сахаров», возникает ассоциация – «противник Photoshop-а». Вы говорите, никогда в Ваши фотографии не добавляются никакие элементы и не исчезают благодаря Photoshop. Это 100%-е правило или 99%-е?
Игорь Сахаров: Практически 100%-е.
Иван Диденко: Но корректировку по оттенку, балансу белого…
Игорь Сахаров: Баланс белого я сразу выставляю :). Я заранее всё это выставляю. Тщательная подготовка процесса съемки избавляет от ночного сидения в Photoshop-e. Лучше потратить лишние 40 минут на подготовку съемки.
Иван Диденко: Хорошо, вы сняли кадр. Он на флешке. Вы его дальше отдаёте дизайнеру или на обработку?
Игорь Сахаров: 80% моих клиентов – это рекламные агентства. Они сами всё делают. Если заказчик обращается напрямую ко мне, я это сделаю с помощью людей, профессионально работающих с фотошопом. Они делают техническую ретушь. Например, при предметной съемке убрать царапины и т.п.
Иван Диденко: На той фотографии, которую вы нам показывали в прошлый раз, когда мы говорили о The World Photographic Cup 2016, все рисунки сделаны исключительно через трафарет и в момент съемки?
Игорь Сахаров: Да, редактором убирались только дефекты кожи.
Иван Диденко: Иногда, когда снимают моделей, можно заметить, как многое меняется: фигура, грудь… Такое у Вас возможно?
Игорь Сахаров: Я не люблю такое. Лёгкая коррекция возможно, но человек должен остаться человеком, а не стать манекеном. «Резиновость» и неестественные позы отталкивают зрителя на подсознательном уровне.
Иван Диденко: Как часто вы отдаете фотографии агентству сразу же, без обработки.
Игорь Сахаров: Да, почти всегда. Как правило, при работе с агентством, дизайнер стоит рядом и сразу же всё забирает.
Живой талисман студии Сахарова – кошка Матрица |
После интревью Игорь Сахаров продемонстрировал нам мастер-класс по предметной съемке.
А это итог предметной съемки: